Часто, отыскивая причину выхода из строя подвесного мотора из-за отказа системы электрооборудования, скрупулезно проверяют все детали и проводники магнето, но видимого дефекта, из-за которого могла исчезнуть искра, так и не находят. Вроде бы все детали исправны, проводники подсоединены, да и мотор после проверки вдруг начинает нормально работать. Но причина есть, и она дает знать о себе большей частью или в ненастную дождливую погоду, или на большом волнении, или при эксплуатации лодки в морской воде. Заключается она в недостаточной влагозащищенности электрооборудования мотора и, как следствие этого, увеличении электрического сопротивления в разъемных соединениях из-за окисления открытых проводников, а также снижении электрической прочности изоляторов из-за появления на них токопроводящих пленок.
С точки зрения построения и стандартной комплектности системы электроснабжения, все моторы можно разбить на несколько групп.
1. Моторы мощностью 2~3.5 л.с. всех производителей, любой тактности. Эти самые маломощные и наиболее простые моторчики сконструированы так, что на них вообще не может быть установлена катушка электроснабжения. Соответственно, и регулятор для них бесполезен.
2. Одноцилиндровые моторы мощностью 4~6 л.с.всех производителей, любой тактности. На этих моторах предусмотрена возможность установки катушки электроснабжения, но стандартно она не устанавливается, и при желании ее нужно приобретать и устанавливать отдельно. Предлагаемый здесь регулятор можно использовать с таким мотором, но следует знать, что стоимость катушки примерно равна стоимости регулятора.
3. Двухцилиндровые моторы мощностью 6~9.8 л.с. На "Ямахах" такой мощности стандартно устанавливается катушка и штатный регулятор, могущий работать только совместно с аккумулятором большой емкости, недостаточно качественный по современным меркам, который не спасает приборы от перенапряжения при длительной работе, окислении или спадании клемм. На моторах других марок, как правило, катушка и регулятор или выпрямитель устанавливаются только на модели с электрозапуском.
4. Двухтактные моторы с ручным запуском мощностью 9.9~40 л.с. и четырехтактные мощностью 9.9~20 л.с. На таких моторах штатно устанавливается генераторная катушка, но нет ни выпрямителя, ни регулятора напряжения. Именно на такие моторы предлагаемые регуляторы наиболее целесообразно и удобно устанавливать. Под колпаком таких моторов достаточно места, регулятор обычно легко устанавливается на те шпильки, где в версии с электрозапуском крепится электростартер или реле стартера, в лодку проводятся питающие провода - и можно подключать приборы небольшой мощности даже без аккумулятора. При желании можно подключить и аккумулятор, что позволит питать более мощную нагрузку, а также пользоваться некоторыми приборами и освещением на стоянке.
5. Те же моторы, что и в группе 4, но с электрозапуском. Такие моторы снабжаются штатным выпрямителем или простейшим "недорегулятором". От возможных проблем с перенапряжениями можно защититься только выбором АКБ большой емкости и тщательным уходом за клеммами, чтобы не допустить их окисления или спадания во время работы.